Тяжелое детство евангельских верующих

Очень часто поведение взрослого человека определяется тем, как у него прошло детство. Если детство было тяжелым и ребенок получал психологические травмы, это может сказаться на всей жизни, определяя ту или иную модель поведения.

Этот вывод очевиден и подтвержден многими жизненными фактами. Моя бабушка, к примеру, 1929 года рождения, пережила в детстве несколько голодных лет. Сначала голод 1932-33 годов. Потом голодные годы немецкой оккупации 1941-43 гг. И затем послевоенные голодные годы 1946-47 годов.

Эти трагедии наложили серьезный отпечаток на ее характер. В частности, когда ей поручали приглядывать за внуками (а затем и правнуками), она их всегда перекармливала. Процесс кормления для нее был связан с какой-то паникой, во время которой она старалась впихнуть в ребенка побольше еды. Нередко это заканчивалось аллергической сыпью или желудочными расстройствами.

При этом бабушка любила повторять, что наибольшее возможное зло в жизни человека – это голод. И что все мы должны чувствовать себя счастливыми от того, что не сталкивались с ним.

Мне это напоминает восприятие жизни старшего поколения евангельских верующих, которые застали период гонений в СССР. Их семьи сильно страдали в то время. Родителей нередко осуждали и подвергали тюремному заключению. Детей психологически обрабатывали в школе, что было для них тяжелой психологической травмой. Из-за этого у них сформировалось особое восприятие жизни, связанное с тем, что самое большое зло – это гонения церкви. А также ограничение общественных свобод, особенно таких, как свобода слова и свобода вероисповедания.

Такая точка зрения была верной и полезной в период гонений. Также как и мнение моей бабушки об ужасах голода было актуально и полезно в голодные годы ее детства.

Но потом жизненные обстоятельства изменились. И дети следующего поколения уже страдали не от голода, а скорее, от переедания. Особенно переедания сладостей и других малополезных, но вкусных продуктов.

И точно также современная церковь уже не страдает от гонений, которые были во времена СССР. Ни от ограничения свободы вероисповедания, так как таких ограничений практически нет. Наоборот, времена изменились, и гораздо больший вред церкви приносит переизбыток свобод в обществе, а не их ограничения.

Например, производители алкоголя и сигарет нередко имеют слишком большую свободу рекламировать свой товар, из-за чего многие люди попадают в зависимость. Медики, зачастую, имеют слишком большую свободу делать аборты, без каких-то больших ограничений. Подростки нередко имеют слишком большую свободу на интимную близость, что считается в обществе нормальным. Владельцы телеканалов и интернет-хостингов имеют слишком большую свободу предлагать взрослым и детям контент с порнографией, насилием, который причиняет много вреда.

Из-за всего этого одни люди преждевременно погибают, другие попадают в зависимости, третьи проводят жизнь праздно и бесцельно. Такое положение дел затрудняет миссию церкви, о чем красноречиво свидетельствует статистика последних лет. Эта статистика говорит о неуклонном сокращении численности евангельских верующих во многих современных свободных обществах.

Очевидно, что современные христиане должны использовать свои гражданские права для ограничения вредных и антихристианских общественных свобод, но нередко этому препятствуют сложившиеся стереотипы старшего поколения верующих. Стереотипы о том, что наибольшее зло – это гонения и ограничение общественных свобод. Таким людям сложно понять, что общество изменилось и сейчас совсем другие проблемы.

Проблема обостряется еще и тем, что старшее поколение, пользуясь авторитетом, передает эти свои страхи новому поколению лидеров церкви, даже тем, которые не застали гонения во времена СССР.

Так, например, известно мнение пастора Геннадия Мохненко о том, что христианам Украины не стоит бороться с проведением гей-парадов. Свое мнение он обосновывает тем, что такие запреты могут привести к возникновению нью-СССР.

Немалый шум среди украинских христиан наделало недавнее удаление с сайта Президента петиции, требующей защиты семейных ценностей в Украине. По мнению чиновников, такая петиция нарушала права сексуальных меньшинств в стране. Реакция украинских христиан на это событие оказалась разной. Немалое число верующих согласилось с действиями чиновников. Свою позицию они обосновывают тем, что запрет пропаганды гомосексуализма приведет к тоталитаризму в его российской форме, где закон Яровой ограничивает миссионерство и проповедь.

В таких мнения используется тот же ложный стереотип. Что наибольшее зло – это гонения на церковь и ограничение общественных свобод. Такой стереотип мешает понять очевидные истины – церкви вредит не только недостаток, но и переизбыток общественных свобод. А борьба за увеличение общественных свобод оправдана тогда, когда эти свободы в обществе ограничены. Но не тогда, когда церковь страдает от их переизбытка.

  1. Оставить комментарий

Оставьте комментарий